УРОК СОЛЬФЕДЖИО
УРОК 1
30-45 минут:
1. Первый вопрос, с которого мы начинаем занятие с детьми:
Зачем мы занимаемся музыкой?
Дети предлагают варианты ответов, например: чтобы хорошо петь, чтобы стать умным, чтобы дружить с музыкой и т.д. Вместе с ребятами находим комплексный ответ на этот вопрос. Мы занимаемся музыкой для того, чтобы стать талантливым человеком: умным, добрым и сильным по духу. Мы говорим, что по глазам определяется человек. Какие глаза, такая и душа. Если человек внимательно, выразительно смотрит, то мы видим- перед нами прекрасный Человек. Если же глаза человека бегают по сторонам, то такого человека мы никак не можем назвать талантливым.
Итак, цель занятия по сольфеджио — воспитать человека умного, доброго и сильного духом.
Общие качества, которые мы хотим развить в детях.
Здесь используются: принцип синтеза, принцип контраста, принцип внутренней заинтересованности
2. Затем определяем, какое главное слово в Музыке?
Главное слово в музыке это лад. Лад – это устойчивые и неустойчивые ступени, которые дружат, ладят между собой.
Какой бывает лад?
Мажорный (светлый оттенок) и минорный (тёмный оттенок)
Играем музыкальные примеры на разновидности лада.
Например:
Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», или Чайковский. Адажио из балета «Щелкунчик» — примеры на мажор.
Шуман. «Дед мороз» из Альбома для юношества или Бах.Чакона из партиты d — moll — примеры на минор.
Можно попросить детей закрыть глаза во время слушания музыки и потом рассказать, какие образы-ассоциации у них возникли. Очень интересно будет творческое задание: нарисовать Мажор и Минор, как они себе их представляют.
Здесь используется принцип контраста и принцип синтеза.
Развитие: образного мышления, тонкости восприятия музыки.
3 . Ступени — это звуки лада. Они появляются по порядку.
Пропеваем с детьми ступени, сначала называя нотами, а потом порядковый номер.
Ступени бывают:
Устойчивые – неустойчивые.
На устойчивых можно остановиться, а на неустойчивых нельзя.
На слог «та» поём ступени от пятой к первой:
«соль – фа — ми- ре- до».
Так можно остановиться?
— Можно!
Далее поём ступени, останавливаясь на любой неустойчивой, например:
«соль – фа – ми — ре- си».
А так можно остановиться?
— Нет, нельзя.
Затем играем в игру:
Ребята делятся по 3 и 4 человека. Одни — устойчивые, другие — неустойчивые.
Три устойчивых ступеньки поют: до – ми — соль, первая – третья — пятая.
Задание заключается в том, чтобы спеть максимально устойчиво, чтобы все остальные поверили им. Если получается так спеть, то мы пропускаем их в «Лад».
Тоже задание получают неустойчивые ступени, они поют: си – ре — фа- ля. Седьмая – вторая – четвёртая — шестая. Их задача показать нам, что они — неустойчивые, для этого ребята могут качаться, кружиться, падать, прыгать и делать любые движения.
Так же мы знаем, что ступени бывают ещё:
Главные – побочные.
Главные ступени лада – это мотор музыки. Как машина не поедет без мотора, так и музыка не может жить без главных ступеней.
Так же, как и с устойчивыми – неустойчивыми, делимся на 2 группы:
А что такое ритм?
Развитие координации, точности движения, быстроты реакции.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!