«Кастраты Фаринелли» — история мальчиков с божественными голосами
Слышали историю про композитора-неудачника, обманом лишившего мужской силы родного брата, чтобы сохранить его уникальный голос, а значит — и славу, и заработок всего семейства? Братец Рикардо писал плохие сочинения и делил одно ложе с каждой новой подругой сексуально неполноценного Карло.
Чем все это закончилось, вы можете посмотреть в непростом фильме «Кастрат Фаринелли» (1994),
если не видели. А я между тем расскажу о том, что плохой и завистливый недокомпозитор Рикардо Фаринелли был далеко не первым, кто кастрировал своего талантливого брата. И вообще, как и зачем в истории появились кастраты певцы.
Содержание:
Суровое барокко
Началось это три века назад — в Папской области (существовало такое государство на территории нынешней средней Италии, подчиненное власти римских пап, куда, кстати, входила современная Болонья) законом разрешили кастрировать мальчиков. Сделать это мог кто угодно: будь то косорукий цирюльник или недалекий уездный врач.
Сегодня сложно давать оценку этой процедуре, тогда же особых дискуссий на тему, должна ли создаваться идеальная музыка с помощью увечья и вовсе не возникало, а самих свидетельств кастрированных певцов практически не сохранилось. Равно как и свидетельств об их неземных голосах, помимо тех, что записаны на бумаге публикой того времени. Известно, к примеру, что наделенные чудесными голосами кастраты Салимбени и Карестини лишь смеялись в ответ на сочувствие.
Так или иначе, это было самое страшное и одновременно самое удивительное время в итальянской музыке: именно итальянцы кастратов создали и именно они, большие ценители чувственности, их преимущественно слушали. Французы, к примеру, о кастрированных премьерах и сопранистах отзывались не иначе, как об огрызках и евнухах.
Но если копнуть глубже в историю, мы вспомним, что традиция оскопления мальчиков зародилась в арабском мире — «блюстители ложа» прислуживали в гаремах, там же они впервые начали петь.
Папские кастраты
В самом Риме первые кастраты официально появились в 1599: в капеллу Ватикана зачислили двух мальчиков из Перуджи с не подверженными мутации голосами. Позже там появился и француз.
Но что забавно, к тому времени уже осуждавшая как таковую кастрацию, церковь (оскопляли преступников и насильников) к лишению продолжения рода своих сладкоголосых мальчиков относилась весьма толерантно. Кто же будет озарять пением фрески Сикстинской капеллы? В 1588 папа Сикст V официально запретил женщинам выступать в театрах и хорах (боролся с проституцией), а петь кому-то надо было. С юношами тоже одна беда: они росли, их голоса ломались, приходилось искать новых, а так операция решала все.
Кастраты-мужчины после операции
Опиум или хуже того — обычное зажатие сонной артерии до состояния обморока вместо анестезии, ванна с молоком для расслабления и под нож за вечным высоким женоподобным голосом, взывающим к лучшим струнам человеческой души… У мальчиков переставал выделяться тестостерон, голос оставался недоразвитым, правда и рост почему-то шел в гору. Нередко певец, исполняющий женскую партию, был на голову выше своего условного возлюбленного.
Современные ученые называют довольно внушительную цифру в 5000 принудительно оскопленных мальчиков. И, кстати, вспомним суровые времена и суровую медицину — шанс умереть во время операции колебался от 10 до 80%!
Светлое будущее
Зато будущее такого певца было предрешено: о нем попросту не нужно было думать. Певцов-кастратов осыпали золотом-брильянтами, их с распростертыми объятиями принимали в богатых домах, для них писали Россини и Глюк. Сопранисты вроде Карло Фаринелли и Лоретто Виттори захватили не только церковные хоры, но и театры, для любого вменяемого родителя считалось почетным добровольно кастрировать сына во благо церкви.
Кастрация стала настолько популярной, что многие путешественники того времени говорили, будто им доводилось встречать объявления о кастрации певчих для капеллы его святейшества. Разумеется, некоторые хитроумные певцы пытались выдавать себя за скопцов. Кастрат Балани, к примеру, утверждал, что родился евнухом с пустой мошонкой, но прямо во время концерта случилось непоправимое…
Длилось это довольно долго — последний кастрированный певец Алессандро Морески скончался в начале прошлого века, хотя кастрировать ради услады своих ушей Ватикан запретил еще в 1887. К тому же в музыку уже пробрался романтизм, и двойные барочные стандарты начали уходить в прошлое.
Интересность : в фильме о Фаринелли мы слышим искусственный голос — сведенный мужской контратенор и женское сопрано. Сегодня настоящих сопранистов уже не услышать. И, пожалуй, это к лучшему, да простит меня изысканное барокко…
Напоследок запись реального голоса одного из последних певцов-кастратов Алессандро Морески. Наслаждайтесь:
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!