Дина Верни — одесская Галатея французского скульптора
Во Франции ее называли величайшей музой ХХ века. Скульптуры, прототипом которых она стала, сегодня украшают сад Тюильри. У нас Дина Верни стала популярной благодаря сборнику блатных песен, тайно вывезенных из Советского Союза в шестидесятых и изданных в 1975. На этой пластинке впервые прозвучала знаменитая «Не жди меня, мама…».
Содержание:
Юная натурщица
В мастерской скульптора Аристида Майоля Дина появилась, когда ей было 15. Аристиду, пребывавшему в затяжном творческом кризисе, исполнилось 72. Мастер платил ей 10 франков в час — невообразимые деньги для девушки, эмигрировавшей в Париж из нищей недоедающей Одессы.
Вскоре у пожилой мадам Верни появился повод для ревности: новая натурщица буквально пленила мужа. Он не отпускал Дину от себя ни на шаг, ее дух витал повсюду, им были пропитаны полотна, скульптуры, мастерская, дом Майоля и сам Майоль.
Однако сколько слухов ни ходило бы об этом странном союзе, какими были отношения натурщицы и мастера на самом деле, уже не узнать. Верни предпочитала говорить о платоническом характере. Да и имеет ли это значение, если благодаря ее мягкой, уютной, крестьянской красоте появилось множество произведений искусства?
«Тропы Майоля»
Натурой Дина была страстной и отважной: в годы немецкой оккупации переводила «тропами Майоля» французских беженцев через границу в Испанию. Аристид показал ей много неизвестных дорог в родной деревне, раскинувшейся между Испанией и Францией.
Ими прошли выдающиеся представители мира искусства начала и середины XX века: Кестлер, Дюшан, брат Модильяни, Эрнст. За это Дина и загремела в гестапо.
Вытащить музу на свободу Майоль смог только спустя полгода, да и то после того, как пошел на поклон к обожаемому Гитлером скульптору Арно Брекеру. Освободившись, Дина долго разносила записки родственникам заключенных.
Музей на улице Гренель
В 1944 Майоль погиб. Случилось это в глупой автокатастрофе, хотя ходили слухи, что авария была подстроена участниками французского Сопротивления. Для Верни его кончина стала страшным ударом. С того дня она прилагала все силы, чтобы открыть в Париже музей мастера.
Мечта сбылась лишь в 1995, когда самой музе исполнилось 76 лет. На улицу Гренель, чтобы почтить память великого творца и присутствовать на открытии пришел Жак Ширак. К слову, все права на творческое наследие Аристид Майоль завещал своей верной музе.
После Майоля
Чем только Дина не занималась: коллекционировала кукол, пыталась сниматься в кино, периодически выходила замуж, позировала и даже завела лошадей. Она покупала антикварную мебель и телеги, которые киностудии арендовали за сумасшедшие деньги. Ей даже удалось уговорить французского министра культуры разместить несколько скульптур, изображавших ее, в саду Тюильри.
Помимо этого, Верни помогала как именитым, так и начинающим художникам. В конце сороковых она открыла галерею, где выставлялись Матисс и Руссо, а в 1959 одной из первых пробралась за железную стену Советского союза, чтобы открыть двери европейских галерей для русских художников.
Примерно в это же время появилась и знаменитая пластинка «Блатные песни» о жизни узников ГУЛАГа. Возвращаясь во Францию, тексты песен Дина заучила наизусть: знала, что пограничники примутся обыскивать с особой тщательностью.
Удивительно, как тонко обеспеченная и благополучная парижанка сумела прочувствовать суровую лагерную романтику. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать ее «Окурочек», «Товарищ Сталин», «А ты хохочешь…».
Умерла последняя муза ХХ века в 2009 году и, как вы догадываетесь, последнее, что она произнесла, были слова: «Я ухожу к Майолю». Станислав Ежи Лец писал, что Верни — тот самый удивительный случай, когда для того, чтобы жить после смерти, нужно положить на это целую жизнь.
В видео ниже самая известная песня в исполнении Дины Верни:
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!